|
УТВЕРЖДАЮ: ___________ Директор школы А.А.Матвеев
Программа развития
муниципального общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа на 2011 – 2015 годы
г. Бутурлиновка 2010г.
Структура программы развития.
Модуль I. Паспорт программы развития школы. Модуль II. Информационно-аналитические данные. 2.1 Анализ потенциала развития 2.2 Приоритетные направления работы 2.3 Организация образовательного процесса 2.4 Внешние связи школы 2.5 Ресурсное обеспечение школы 2.5.1 Кадровые ресурсы 2.5.2 Материально-техническая база 2.5.3 Финансовые ресурсы Модуль III. Концепция программы развития школы. 3.1 Социальная миссия школы 3.2. Развитие творческой, созидающей деятельности 3.3 Основные направления развития воспитательной системы 3.4. Инновационное развитие Учреждения 3.5.1. Актуальность проблемы инновационного развития 3.5.2. Направление деятельности инновационного развития 3.5.3. План поэтапной реализации поставленных задач 3. 5.4 Ожидаемые результаты развития
ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БУТУРЛИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011-2015 ГОДЫ»
II. Информационно-аналитические данные о деятельности ОУ.2.1 Анализ потенциала развития.Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №2 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учетом возможностей, личностных склонностей, способностей. Управление школой осуществлялось на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой происходило с участием выборного представительного органа – Управляющего совета. Стратегия модернизации российского образования, разработка образовательных стандартов, информатизация образовательной среды определяют новые ориентиры в развитии образовательного учреждения, помогают создать организационно-экономические механизмы достижения поставленных образовательных целей. Программно-целевой подход к управлению развитием образования помогает четко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования в конкретном ОУ и в регионе в целом, своевременно и эффективно решать возникающие проблемы. Программа развития школы на 2006-2010 годы ставила следующие задачи: - развитие ведущих компетентностей учащихся на основе личностно-ориентированного подхода на уроках и внеурочных мероприятия - создание благоприятных условий для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся; - взаимодействие с родителями, общественными организациями, заинтересованными службами и ведомствами по вопросам образовательной деятельности школы. Администрация школы и педколлектив в своей работе по решению названных задач опирались на Закон РФ «Об образовании», Устав школы, методические письма и рекомендации МО РФ, районные и внутришкольные приказы и другие документы, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Динамика развития школы за последние годы может быть охарактеризована через следующие показатели: - количество обучающихся; - успеваемость и качество знаний учащихся; - количественный и качественный состав педагогических работников; - учебно-методическая работа школы, в том числе по инновационной - деятельности; - наличие у школы перспективы развития. Динамика численности учащихся по ступеням обучения:
Из данных таблиц видно, что численность обучающихся носит стабильный характер и имеет положительную динамику: количество классов не уменьшается. Движение учащихся происходит по объективным причинам и не вносит негативных изменений в жизнь образовательного учреждения. Школа востребована у жителей микрорайона и стабильно развивается, ежегодно набирая по 2 -3 первых классов, что гарантирует наполняемость школы на ближайшие 10 лет. Важным остается вопрос систематического изучения качества УВП (учебно-воспитательный процесс). С целью получения полной и качественной информации о состоянии УВП проводится анализ результатов образовательного процесса. Направления мониторинга качества образования в ОУ: качество и уровень обученности учащихся в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания образования, итоговая аттестация, состояние воспитательного процесса в школе, работа с одаренными детьми и т.д. Анализы работ, проводимых в течение учебного года в рамках ВШК (внутришкольный контроль), говорят о том, что материал учащимися усваивается на уровне требований государственных программ. Итоги учебной работы за последние три года можно характеризовать следующими показателями: Результативность реализации образовательных программ:
Согласно положению о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников основного общего образования в условиях независимого оценивания девятиклассники сдавали обязательные экзамены по русскому языку, математике и экзамены по предметам по выбору, в соответствии с избираемыми профилями. Результаты обязательных экзаменов в форме независимого оценивания
Сведения о трудоустройстве выпускников школы Традиционно большинство выпускников школы нацелены продолжать обучение в ссузах и вузах после окончания школы. Это подтверждают и отчеты школы по трудоустройству выпускников за последние годы. Трудоустройство выпускников IX классов
Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом. Возросла активность учителей в повышении квалификации и аттестации. Всегда востребованы курсы повышения квалификации по вопросам профильного обучения, а также в области информационных технологий. Качественный состав педагогических кадров
В школе сложился творческий коллектив педагогов, успешно осваивающих и внедряющих новые технологии обучения. P Созданы возможности профилизации и индивидуализации процесса обучения. P Апробирована модель организации предпрофильной подготовки в 9-х классах в объеме 1-ого часа. P Отрабатывается содержание школьного компонента Базисного учебного плана по профильным дисциплинам Введено изучение информатики с 4 класса и иностранного языка со 2 класса (в классах повышенного уровня обучения). Имеется в наличии кабинет информатики, выход в Интернет. P Ведется целенаправленная работа по подготовке будущих первоклассников. P Введён третий час физической культуры со 2-го по 9-й классы. Учитель остается главной фигурой УВП. Посещенные уроки, результаты контрольных работ, аттестации говорят о том, что учителя школы умело, организуют учебные занятия в соответствии с современными требованиями, используют современные технологии обучения, успешно работают с различными категориями учащихся. В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей. В плане работы школы с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, совещания при директоре и зам. директора. Структура методической работы включает ШМО учителей. Задачи методической работы: повышение образовательного потенциала педагогов, повышение компетентности педагогов в области диагностики, мониторинга, оценки и самооценки деятельности - решались через работу педагогических советов, ШМО. Традиционно школа активно ведет инновационную работу и участвует в образовательных проектах: - введение предпрофильного обучения; - реализация идей личностно-ориентированного обучения в основной; . _ внедрение проектных технологий. Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, развивать общественное управление и внешние связи школы, разработать систему поощрения наиболее результативных учителей. У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Высоко число обучающихся с отклонениями в здоровье. Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности. Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения. Всё это требует разработки новой Программы развития школы на 2010-2015 годы. На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая программа развития: - недостаточное использование новых педагогических НИТ (новых информационных технологий) в УВП, - невысокий уровень взаимодействия всех участников УВП. - неполная реализация потенциальных возможностей педагогов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства, по овладению методикой системного анализа результатов УВП, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность. Основные направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. За последние годы в школе накоплен положительный опыт локальных изменений, которые дали возможность учреждению сделать шаг вперед: продуктивная работа над методическими темами, опыт проведения педагогических советов в нетрадиционной форме; целенаправленная работа по проблеме сохранения здоровья учащихся, взаимодействия школы с родителями. Одной из основных задач школы – не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе. Программа «Здоровье», которая реализуется в УО, предполагает такие направления деятельности: P создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ОУ; P владение полной информацией о состоянии здоровья учащихся; диагностические исследования; P обеспечение санитарно-гигиенического режима и создание комфортной пространственной среды; P система физкультурно-оздоровительных мероприятий; P профилактика употребления алкоголя, табакокурения, наркотических веществ, предупреждение травматизма, охрана труда и техника безопасности через изучение курса ОБЖ, биологии, P система работы с родителями. С целью реализации данных задач в ОУ проводится анализ состояния проблемы с установлением причинно-следственных связей. Осуществляется мониторинг состояния здоровья учащихся. В школе также отслеживается охват школьников горячим питанием и, хотя организованным питанием охвачено большинство учащихся школы, данному вопросу следует больше уделять внимания. Одним из основных направлений по сохранению и укреплению здоровья является физкультурно-оздоровительная работа, поэтому физической культуре должно уделяться особое внимание. Следует отметить, что роль физической культуры, как мощного фактора в оздоровлении учащихся, ослабла в связи с износившимся и устаревшим оборудованием и оснащением, практически не обновлявшимся в течение последних лет. Уроки физической культуры проводятся по расписанию в спортивном зале и на свежем воздухе. Учителя в своей работе используют рекомендации медицинских работников, продумывают индивидуальные задания. В школе проходят Дни здоровья, спортивные мероприятия. Тематика классных часов по формированию здорового образа жизни определена ШМО (школьное методическое объединение) классных руководителей. Выезды, походы в лес, экскурсии стали обычными в плане работы классных руководителей. Ученики школы – активные участники всех районных спортивных мероприятий. Невозможно проводить работу по сохранению и укреплению здоровья детей без участия родителей. В школе сложилась положительная практика проведения тематических родительских собраний. Для родителей проводятся общие собрания, на которых выступают специалисты. Родители – активные участники общешкольных спортивных мероприятий. Характерной особенностью школы является переход от акцента на формирование личности к акценту на свободное развитие. Органическое сочетание научного мировоззрения и культуры – основа гуманистического подхода в воспитании. На уроках и во внеурочное время педагоги формируют культуру общения, развивают способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения. В школе осуществляется деятельностный подход к организации учебно – воспитательного процесса, в основе которого - метод коллективной разработки и проведения дел. В школе проводится работа по профилактике правонарушений с «трудными» учащимися. Ведется учет детей, стоящих на внутришкольном учете и на учете ОДН, проводится индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль за посещаемостью данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами ОДН, встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей социальным педагогом. В школе созданы условия для получения учащимися дополнительного образования: работают кружки, секции. Для оценки эффективности воспитательной работы в школе проводилось анкетирование учащихся 5-9 классов, в ходе которого изучались воспитанность, уровень развития школьного коллектива, эффективность воспитательных средств. К показателям воспитанности школьников относится, прежде всего направленность личности учащегося, его нравственные ценности и ориентации. 87,7% опрошенных учащихся обнаружили социально- ценные ориентации. Эффективность воспитательной работы определяется также подготовленностью выпускников школы к сознательному выбору профессии. Анализ опроса учащихся 9 классов показал среднюю степень готовности к выбору профессии. Важнейшим показателем развития коллектива является социально – психологический климат в нем, характеризующийся в свою очередь отношениями на различных уровнях, прежде всего, ученик – ученик, учитель - ученик, а также уровнем развития самоуправления. 68% опрошенных учащихся указали, что между учащимися преобладают неконфликтные… Продолжение » |
© lyud-slus |