…учебные возможности»

«Особенности работы с одаренными детьми»

Более качественному освоению образовательных стандартов, развитию творческого  мышления и накоплению определенного опыта творческой деятельности способствует внеклассная образовательная деятельность. В школе она представлена предметными неделями, предметными олимпиадами, конференциями, презентациями и т.д. Предполагается, наряду с этим, внедрение в практику работы школы таких активных форм, как: интерактивные олимпиады на основе информационных технологий, дискуссии, дебаты.

В связи с реализацией Программы возникли следующие проблемы:

-недостаточный уровень методической компетентности учителей по освоению проектно-исследовательской деятельности;

-необходимость совершенствовать системы мониторинга, позволяющую выявить уровень творческого развития детей;

-необходимость создания более адаптивной среды для одаренных детей.

Для  успешной реализации этих проблем необходимо:

-         создание творческой группы учителей по изучению и освоению проектно-исследовательской

        деятельности;

-         создание банка методик, диагностик для мониторинга уровня творческого развития  детей;

-         введение в обязанности   Методического совета создание программ:

           «Формирование общеучебных умений и навыков»;

            «Одаренные дети».

-обеспечение оборудованным и оснащенным кабинетом для работы каждого руководителя кружка или

       студии

     Современные тенденции развития государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение на начальной ступени обучения информационных технологий. Изучение информатики со 2 класса планируется осуществлять и продолжать в основной школе (как самостоятельный предмет), используется как средство повышения эффективности познавательной деятельности, повышения компьютерной грамотности. Изучение информатики со 2  по 9 класс позволит школе достичь желаемых результатов в освоении предмета.

В соответствии с особенностями нового содержания образования со 2 класса начинается раннее изучение иностранного языка, реализующее идеи личностно-ориентированного характера образования.

     В ходе реализации программы возникают следующие проблемы:

-     введение и освоение содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта   предпрофильного уровня;

-     обеспечение пособиями и учебниками для элективных курсов;

-     повышение уровня квалификации учителей, работающих в старших классах;

-     введение активных методов преподавания элективных курсов и курсов по выбору, новых форм проведения занятий;

-     освоение проектно-исследовательской деятельности;

-     введение накопительной оценки учебных достижений и обработка примерной структуры «портфолио»;

-     разработка процедуры приема выпускников в профильные классы и в классы углубленного изучения математики и информатики на конкурсной основе с учетом данных  «портфолио» учащихся своей школы и других школ округа;

-     разработка  системы контроля и оценки эффективности предпрофильного обучения;

-     введение зачетных книжек о прохождении курсов по выбору;

-     оформление кабинета по профильной ориентации;

Для успешного решения вышеназванных проблем необходимо:

-     оформить кабинет по профориентации,

-     дооборудовать кабинеты информатики, математики и пополнить новыми наглядными пособиями в соответствии  с углубленным изучением предметов;

-     создать видеоаудиотеки по предметам, оборудовать лингафонный кабинет;

-     расширить  мультимедийные ресурсы для кабинетов математики и физики;

-      объединить в  локальную сеть компьютеры школы;

-     приобрести электронные пособия и методические материалы на CD-дисках по всем предметам школьного курса;

-     пополнить библиотеку учебниками по профильным предметам, углубленному изучению математики ,русского языка.

3.4. Основные направления развития воспитательной системы.

В качестве основных направлений своего развития школа выделяет следующие:

-   создание условий для полноценной культурной коммуникации между всеми субъектами педагогического процесса школы;

-   обеспечение каждому учащемуся школы максимально комфортных условий для раскрытия его индивидуально-личностного потенциала при одновременно высоком уровне гарантий его социальной адаптации как в ходе образовательного процесса, так и по окончании школы, а также его прав, свобод , жизни и здоровья в ходе обучения в школе;

-   создание условий для формирования и развития у учащихся школы сознания причастности к культурно-историческому наследию России, позиции активного субъекта ее сохранения, преобразования и развития.

-   ориентация на культуру  жизненного (личностного и профессионального) самоопределения, отражающую признанный обществом необходимый уровень образованности, гарантирующий дееспособность и адаптацию выпускника школы к  существующим социально-экономическим условиям и воспроизведению культуры;

-   достижение уровня достаточности и нормативной полноты материально-технического и ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Наиболее перспективным направлением развития воспитательной системы школы  представляется в настоящее время и в ближайшем будущем разработка и внедрение в общеобразовательный процесс интегрированных (синтетических) учебных программ дополнительного образования, что не только поднимет качество образования, но и позволит уменьшить высокую учебную нагрузку учащихся и педагогов.

Задача педагогов школы – воспитать ВЫПУСКНИКА, обладающего следующими качествами:

-   готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать;

-   наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению  и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;

-   способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;

-   коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

-   высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

-   совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни,   умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;

-   способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;

-   адекватная самооценка( внутренняя гармония и самоконтроль)

-   стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала)

 

Воспитательная работа.

1.Основные мероприятия по реализации программы.

1.

Повсеместное  введение новых воспитательных и развивающих технологий:

- на основе коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых.

2011-2012.

Без дополнительных затрат

Зам. директора поУ ВР

2

Научно-методическое обеспечение:

- создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте

20011 2012 гг.

Без дополнительных затрат

Руководи

тели МО

3

Финансовая политика:

- установление связей со спонсорами.

постоянно

-

Директор  школы

2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса

2.4

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся:

- обследование детей, поступающих в школу. Выявление больных детей;

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

Постоянно

Постоянно

 

Постоянно

Постоянно

Без

Дополни-тельных

затрат

 

 

Педагог-социолог

 

2.5

- создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся;

-проведение профилактических медосмотров;

- организация и проведение контроля выполнения санитарных правил;

- расширение сети спортивных секций на базе школы;

-пополнение спортивным инвентарём;

- введение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физминутки, подвижных перемен);

- проведение Дней здоровья, спортивных  соревнований и  праздников.

 

Постоянно

Постоянно

 

Постоянно

 

 

ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

директор школы

 

 

 

 

Зам.

директора

по АХЧ

2.6.

Обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций:

- проведение встреч с работниками ЦРБ, прокуратуры и милиции по проблемам наркомании и алкогольной зависимости.

Постоянно

 

 

регулярно

 

Без

дополнительных

затрат

Зам.

директора по УВР

 

МУЗ ЦРБ

2.7

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов:

- создание банка данных об оздоровительных программах для педагогов;

- проведение профилактических медосмотров, прививок.

 

регулярно

 

регулярно

Без дополнительных затрат

 

 

Директор школы

 

Районная больница

3. Совершенствование воспитательной системы

3.1

Формирование духовно-богатой нравственной  личности:

- дальнейшее развитие тимуровского движения, «День пожилых людей»,  «Протяни руку помощи», «Доброта твоего сердца», «Письмо в конверте», «Готовимся к новому учебному году».

регулярно

Без дополнительных затрат

Зам. директора по УВР классные

руковод.

3.2

Посещение социокультурных учреждений города

 

регулярно

 

 Классные руководи

тели

3.3

Творческие отчеты кружковцев школы

ежегодно

Без дополнительных  затрат

Руководи

тели

кружков

3.4

Проводить  традиционные праздники,  тематические вечера и встречи:

- «Дары осени»;

- «День матери»;

- «Встреча с выпускниками»

ежегодно

 

Зам. директора по УВР

4. Воспитание патриотизма и гражданственности

4.1

Сформировать пакет методических материалов по проблеме гражданского воспитания.

 

20011-2012гг

Без дополнительных затрат

Зам. директора поУ ВР

42

Модернизировать экспозицию: «История моей школы».

 

 

Ст. вожатая

43

Формировать гражданско-патриотическую позицию через систему традиционных дел:

- экскурсии по г. Воронеж, району;

-«Юность – старшему поколению»;

- научно-практические конференции по истории Воронежской области;

- выставки плакатов и рисунков: «Я рисую прошлое», «Мои корни», «Моя Родина»

- «Трудовые десанты»;

- уход за мемориальным комплексом и;

- несение «Вахты Памяти»;

 

- конкурс Дружин юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения;

- подготовка и участие в празднике Победы 9 Мая:

- проводить конкурс на лучшее исполнение военно-патриотической песни;

-День независимости России.

- «Урок мужества».

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

 

Ежегодно

Ежегодно

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора поУ ВР

 Ст. вожатая

Кл. руководители

5.  Развитие молодежного движения

5.1

Внедрить программы обучения юных парламентариев на основе новых методик:

-развитие демократических принципов,  демократической культуры посредством активизации работы школьной организации

- выборы Председателя школьного самоуправления и Совета школы.

 

 

 

ежегодно

 

Без дополнительных затрат

 

 

 

Учителя истории и обществознания

 

Старшая вожатая

6. Повышение профессионального мастерства классных руководителей

6.1

Проводить внеклассные мероприятия и часы информирования гражданско-патриотической и  духовно-нравственной направленности.

регулярно

Без дополнительных затрат

Зам. директора

по УВР

6.2

Совершенствовать работу по предотвращению безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

постоянно

Без дополнительных затрат

 

 МО классных руководителей

6.3

Проводить конкурс на лучшее мероприятие по правовому воспитанию.

1 раз в год

Без дополнительных затрат

 

Учитель обществознания.

МО классных руководителей

7. Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном учреждении

7.1

Провести психолого - педагогическую диагностику с родителями. Сформировать базу данных о семьях учащихся, отразив в ней информацию о социальном и экономическом статусе семьи, уровне образования родителей

 

20011 – 2015гг.

Без дополнительных затрат

 

Педагог-социолог.

Руководители

МО классных руководителей

7.2

 Совершенствование информационного поля для родителей через:

- доску объявлений для родителей о жизни учебно-воспитательного учреждения;

-выпуск тематических, родительских бюллетеней, посвященных возрастной психологии учащихся, современным тенденциям в образовании;

- информацию о текущих достижениях

  Просвещение родителей:

- сформирование творческих групп педагогов с целью организации просветительной деятельности;

- разработка программ родительских собраний с учетом  возросшей педагогической компетентности родителей;

- планирование встреч с представителями правоохранительных органов и  здравоохранения.

Регулярно

 

 

 

 

 

 

постоянно

Без дополнительных затрат

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР

Педагог-социолог

 

 

Педагог- социолог

 

 

Зам. директора по УВР

7.3

Разработка рекомендаций для родителей с целью  оказания им помощи по преодолению конфликтных ситуаций с ребенком.

постоянно

Без дополнительных затрат

 

7.4

Консультирование родителей:

- проведение выставок по пропаганде работы педагогического коллектива школы;

- «Родительский час» - общение с педагогами, родителями, учащимися.

регулярно

Без дополнительных затрат

 

 

Зам. директора по УВР,

Кл.рук

8.  Профориентация учащихся

8.1

Сотрудничество с Центром занятости. Организация встреч.

в течение года по графику

 Без дополнительных затрат

Директор школы

8.2

Организация встреч с интересными люди разных профессий;

- экскурсии в ССУЗы в дни открытых дверей.

ежегодно

 

Зам. директора по ВР

 Учителя- предмет.

             

3.5 Инновационное развитие Учреждения

3.5.1 Актуальность проблемы инновационного развития.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества  в развитии и формировании гражданских и профессиональных компетенций личности.

 Выбор направления развития школы на 2011-2015 годы обусловлен рядом взаимосвязанных социальных, культурных, экономических факторов, а также имеющимися традициями в школе и опытом инновационной деятельности.

Направления развития школы на ближайшее пятилетие определяют:

государственная стратегия в области образования, принципы которой нашли отражение в национальной инициативе «Наша новая школа» и Концепции естественнонаучного образования в школе. Государственная образовательная политика ориентирована на повышение социальной и практической значимости обучения за счет формирования функциональных, практических навыков жизни в условиях информационного постиндустриального общества; на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; на формирование позиции личности – гражданина своего государства.

Специфические потребности основных заказчиков образовательных программ школы.

Образовательные запросы данного круга заказчиков связаны прежде всего с подготовкой учащихся по окончанию школы к получению высшего технического, естественно-научного образования, с обеспечением комфортности процесса обучения, с повышением уровня оказания наиболее востребованных образовательных услуг, к которым относятся дисциплины естественно-научного цикла, информационные технологии, иностранные языки.

Перспективы развития общеобразовательных учреждений как самостоятельных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на рынке образовательных услуг.  Переход школ к подушевому финансированию, финансово-хозяйственной самостоятельности диктуют необходимость освоения  новых видов услуг, в том числе эксклюзивных, например, таких как профессионально ориентированные дополнительные образовательные услуги, или дистанционное обучение на основе Интернет-технологий.

      Программа предполагает расширение масштабов и содержания проектной деятельности педагогов и учащихся, введение новой структуры управления качеством образования, направленной на удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.

Опора на имеющиеся достижения, позитивный и востребованный опыт  организации образовательного процесса, его осмысление в контексте  требований социального заказа, особенности условий функционирования современной школы определили основной приоритет Программы развития.

       В школе ведется большая работа по внедрению информационных технологий в учебный процесс. За прошедшее время администрация школы, коллектив учителей работали над содержанием образования в следующих направлениях:

-         внедрение новых программ обучения по предмету "Информатика и ИКТ";

-         модернизация технологий проведения уроков и занятий путем внедрения современных мультимедийных средств;

-         разработка содержания программ в рамках профессиональной подготовки;

-         опытная разработка и внедрение информационных технологий в общеобразовательные предметы гуманитарного и естественного циклов;

-         преобразование традиционных методов контроля знаний учащихся посредством широкого использования интеллектуальных тестирующих программ.

     В результате внедрения данной технологии были разработаны и прошли опытную апробацию учебные программы по информатике для среднего и старшего звеньев школы.

     Также важной стороной деятельности является внедрение информационных технологий в другие образовательные области, координация и непосредственное участие в создании или приобретении новых информационных и программных продуктов с последующим внедрением их в учебный процесс. Благодаря этому были созданы презентации по биологии, химии, истории, физике, математике.

     Проанализировав деятельность школы на современном этапе и рассматривая её перспективы на ближайшее будущее, можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:

  • обеспечение повышения статуса общеобразовательного учреждения;
  • соответствие быстро меняющимся условиям информационного общества;
  • открытие классов с углубленным изучением информатики и математики;
  • удовлетворение новым требованиям, предъявляемым государством и социумом, в том числе микросоциумом.

     Программа развития школьного образования должна предусматривать формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации в направлении расширения доступности образования, повышения его качества и роста эффективности. В этой связи немаловажным является формирование вариативного образовательного пространства на базе школы;

3.5.2 Направление деятельности по реализации задач инновационного развития школы

   Основополагающей идеей является создание современной информационно насыщенной образовательной среды с широким применением новых мультимедиатехнологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, которые предполагают:

-         позиционирование школы как центра, обеспечивающего углубленную подготовку по русскому языку, математике;

-         внедрение Интернет-ресурсов для решения образовательных задач, пополнение банка методических разработок и создание внутришкольной информационной сети;

-         пополнение оснащения кабинетов информатики, математики, физики, химии современным оборудованием и лабораторными приборами;

-         создание системы свободного доступа всех участников образовательного процесса к сети Internet в урочное и внеурочное время.

Выполнение работ по реализации данного направления приблизит результаты учебного процесса к современным требованиям образования, делая их не только теоретически успешными, но и наполняя предметно-практическими компетенциями.

3.5.3 План поэтапной реализации поставленных задач.

I этап – 2010-2011 учебный год – подготовительный – включает в себя    диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:

  •  обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению и диагностике оснований дифференциации учащихся для обучения в классах с различными образовательными компонентами по индивидуализации учебных планов и программ; по организации и проведению мероприятий конкурсного и олимпиадного характера;
  •  планирование углубленного изучения предметов  и прогнозирование необходимой исследовательской деятельности;
  •  совершенствование кадрового, научного, материально-технического обеспечения концепции, работы с документацией, оптимизации системы отбора и комплектования классов и классов – групп с углубленным изучением математики.

II этап – 2011-2014 учебные годы – практический – включает  в себя реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы:

  • выведение на уровень трансляции имеющегося опыта по работе над разноуровневым и предпрофильным компонентами образования;
  • внедрение в практику работы школы углубленного изучения отдельных предметов;
  • совершенствование психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

III этап – 2014-2015 учебный год – практико-прогностический этап,  включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития школы.

Анализ результативности развития школы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения концептуальных целей, проектирование изменения статуса школы, выведение её на новый уровень развития – школу с углублённым изучением предметов математики, русского языка.

Направления

2010-2011

(I этап)

2011-2014

(II этап)

2014-2015

(III этап)

Модернизация содержания образования

 

 

1.Переподго-

товка педагогических кадров для работы по новым программам и технологиям

1.Адаптация программ  и учебных планов для работы в инновационном режиме.

2.Активизация работы по внедрению ИКТ в учебный процесс

1.Разработка и апробация программ углубленного изучения предметов

Информацион-

но-технологичес-

кое обеспечение

1.Организация переподготовки педагогических кадров для работы с использованием ИКТ.

2.Создание мультимедийных классов.

3.Создание и пополнение банка мультиме- дийных пособий.

1.Планирование и корректировка образователь-

ных технологий учителями на основе разрабатывае-мых программ для классов с углублённым изучением ряда предметов.

1.Модерниза-ция  кабинетов ИКТ с учётом функциониро-

вания школы как ресурсного центра по информатиза-ции

Здоровьесбере-

гающая деятельность

1.Мониторинг исследования состояния здоровья участников образователь-

ного

процесса.

2.Разработка личностно-ориентированной концепции воспитательной работы с учащимися, основанной на здоровьесбере- гающих технологиях.

1.Построение учебно-воспитатель- ного процесса на основе оптимизации учебной нагрузки.

2.Создание условий для реализации учебных программ в классах с углублённым изучением предметов.

 

1.ОрганизацияУВП с учётом СанПиНов и в соответствии с программами обучения для классов с углублённым изучением предметов.

 

Единство учебно-воспитатель-

ного процесса и дополнительного образования как основа формирования гражданствен-ности школьников

1.Изучение спроса и анализ возможностей ОУ по предоставлению услуг дополнительного образования.

2.Разработка личностно-ориентирован- ной концепции, основанной на инновационных подходах работы с учащимися.

3. Создание клуба «Компьютерный гений».

1.Расширение сети кружков и вовлечение большего количества учащихся во внеклассную деятельность.

2.Создание в школьном летнем лагере труда и отдыха группы по овладению работы на ПК

1.Создание  -ние клуба «Компью-терный гений».

2.Расширение сети дополнительного образования с учётом внедрения ИКТ.

 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО                     РАЗВИТИЯ.

Продолжение »

№ 1п/п

Мероприятия

Сроки выполне-ния

Ответственные

 

Определение приоритетов и склонностей учащихся и их возможностей обучения в классах с углублённым изучением предметов (тестирование)

апрель 2011

заместители директора по УВР, учителя-предметники

 

Прохождение курсовой переподготовки учителей в соответствии с приоритетными направлениями

в течение учебного года

заместители директора по УВР, руководители МО

 

Формирование методической копилки (базы данных учебного содержания) «Использование ИКТ в образовательном процессе»

январь – май  2011 года

руководители МО

 

Участие педагогов и учащихся в интерактивных конкурсах

в течение учебного года

заместители директора по УВР

 

Семинар для педагогов ШО «Использование интерактивной доски в учебном процессе»

2011-2012

администрация ОУ

 

Общешкольное родительское собрание «Развитие информационного пространства МОУ Бутурлиновская ООШ№2»

2011-2012

администрация ОУ

 

Заседания рабочей группы по использованию ИКТ в образовательном процессе

январь – май

администрация ОУ, руководители МО

 

Подготовка нормативно-правовой базы и составление учебных планов, структурной организации работы школы  с углублённым изучением информатики и ИКТ

2011-2012

администрация ОУ,

 творческая группа учителей

 

Участие в районном МО учителей информатики и ИКТ

 в течение учебного года