«Особенности работы с одаренными детьми»
Более качественному освоению образовательных стандартов, развитию творческого мышления и накоплению определенного опыта творческой деятельности способствует внеклассная образовательная деятельность. В школе она представлена предметными неделями, предметными олимпиадами, конференциями, презентациями и т.д. Предполагается, наряду с этим, внедрение в практику работы школы таких активных форм, как: интерактивные олимпиады на основе информационных технологий, дискуссии, дебаты.
В связи с реализацией Программы возникли следующие проблемы:
-недостаточный уровень методической компетентности учителей по освоению проектно-исследовательской деятельности;
-необходимость совершенствовать системы мониторинга, позволяющую выявить уровень творческого развития детей;
-необходимость создания более адаптивной среды для одаренных детей.
Для успешной реализации этих проблем необходимо:
- создание творческой группы учителей по изучению и освоению проектно-исследовательской
деятельности;
- создание банка методик, диагностик для мониторинга уровня творческого развития детей;
- введение в обязанности Методического совета создание программ:
«Формирование общеучебных умений и навыков»;
«Одаренные дети».
-обеспечение оборудованным и оснащенным кабинетом для работы каждого руководителя кружка или
студии
Современные тенденции развития государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение на начальной ступени обучения информационных технологий. Изучение информатики со 2 класса планируется осуществлять и продолжать в основной школе (как самостоятельный предмет), используется как средство повышения эффективности познавательной деятельности, повышения компьютерной грамотности. Изучение информатики со 2 по 9 класс позволит школе достичь желаемых результатов в освоении предмета.
В соответствии с особенностями нового содержания образования со 2 класса начинается раннее изучение иностранного языка, реализующее идеи личностно-ориентированного характера образования.
В ходе реализации программы возникают следующие проблемы:
- введение и освоение содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта предпрофильного уровня;
- обеспечение пособиями и учебниками для элективных курсов;
- повышение уровня квалификации учителей, работающих в старших классах;
- введение активных методов преподавания элективных курсов и курсов по выбору, новых форм проведения занятий;
- освоение проектно-исследовательской деятельности;
- введение накопительной оценки учебных достижений и обработка примерной структуры «портфолио»;
- разработка процедуры приема выпускников в профильные классы и в классы углубленного изучения математики и информатики на конкурсной основе с учетом данных «портфолио» учащихся своей школы и других школ округа;
- разработка системы контроля и оценки эффективности предпрофильного обучения;
- введение зачетных книжек о прохождении курсов по выбору;
- оформление кабинета по профильной ориентации;
Для успешного решения вышеназванных проблем необходимо:
- оформить кабинет по профориентации,
- дооборудовать кабинеты информатики, математики и пополнить новыми наглядными пособиями в соответствии с углубленным изучением предметов;
- создать видеоаудиотеки по предметам, оборудовать лингафонный кабинет;
- расширить мультимедийные ресурсы для кабинетов математики и физики;
- объединить в локальную сеть компьютеры школы;
- приобрести электронные пособия и методические материалы на CD-дисках по всем предметам школьного курса;
- пополнить библиотеку учебниками по профильным предметам, углубленному изучению математики ,русского языка.
3.4. Основные направления развития воспитательной системы.
В качестве основных направлений своего развития школа выделяет следующие:
- создание условий для полноценной культурной коммуникации между всеми субъектами педагогического процесса школы;
- обеспечение каждому учащемуся школы максимально комфортных условий для раскрытия его индивидуально-личностного потенциала при одновременно высоком уровне гарантий его социальной адаптации как в ходе образовательного процесса, так и по окончании школы, а также его прав, свобод , жизни и здоровья в ходе обучения в школе;
- создание условий для формирования и развития у учащихся школы сознания причастности к культурно-историческому наследию России, позиции активного субъекта ее сохранения, преобразования и развития.
- ориентация на культуру жизненного (личностного и профессионального) самоопределения, отражающую признанный обществом необходимый уровень образованности, гарантирующий дееспособность и адаптацию выпускника школы к существующим социально-экономическим условиям и воспроизведению культуры;
- достижение уровня достаточности и нормативной полноты материально-технического и ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Наиболее перспективным направлением развития воспитательной системы школы представляется в настоящее время и в ближайшем будущем разработка и внедрение в общеобразовательный процесс интегрированных (синтетических) учебных программ дополнительного образования, что не только поднимет качество образования, но и позволит уменьшить высокую учебную нагрузку учащихся и педагогов.
Задача педагогов школы – воспитать ВЫПУСКНИКА, обладающего следующими качествами:
- готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать;
- наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья;
- способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;
- коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
- высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
- совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;
- способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;
- адекватная самооценка( внутренняя гармония и самоконтроль)
- стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала)
Воспитательная работа. | ||||||
1.Основные мероприятия по реализации программы. | ||||||
1. | Повсеместное введение новых воспитательных и развивающих технологий: - на основе коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых. | 2011-2012. | Без дополнительных затрат | Зам. директора поУ ВР | ||
2 | Научно-методическое обеспечение: - создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте | 20011 2012 гг. | Без дополнительных затрат | Руководи тели МО | ||
3 | Финансовая политика: - установление связей со спонсорами. | постоянно | - | Директор школы | ||
2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса | ||||||
2.4 | Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся: - обследование детей, поступающих в школу. Выявление больных детей; - мониторинг состояния здоровья учащихся; | Постоянно Постоянно
Постоянно Постоянно | Без Дополни-тельных затрат
|
Педагог-социолог
| ||
2.5 | - создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся; -проведение профилактических медосмотров; - организация и проведение контроля выполнения санитарных правил; - расширение сети спортивных секций на базе школы; -пополнение спортивным инвентарём; - введение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физминутки, подвижных перемен); - проведение Дней здоровья, спортивных соревнований и праздников. |
Постоянно Постоянно
Постоянно
ежегодно |
|
директор школы
Зам. директора по АХЧ | ||
2.6. | Обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций: - проведение встреч с работниками ЦРБ, прокуратуры и милиции по проблемам наркомании и алкогольной зависимости. | Постоянно
регулярно |
Без дополнительных затрат | Зам. директора по УВР
МУЗ ЦРБ | ||
2.7 | Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов: - создание банка данных об оздоровительных программах для педагогов; - проведение профилактических медосмотров, прививок. |
регулярно
регулярно | Без дополнительных затрат
| Директор школы
Районная больница | ||
3. Совершенствование воспитательной системы | ||||||
3.1 | Формирование духовно-богатой нравственной личности: - дальнейшее развитие тимуровского движения, «День пожилых людей», «Протяни руку помощи», «Доброта твоего сердца», «Письмо в конверте», «Готовимся к новому учебному году». | регулярно | Без дополнительных затрат | Зам. директора по УВР классные руковод. | ||
3.2 | Посещение социокультурных учреждений города
| регулярно |
| Классные руководи тели | ||
3.3 | Творческие отчеты кружковцев школы | ежегодно | Без дополнительных затрат | Руководи тели кружков | ||
3.4 | Проводить традиционные праздники, тематические вечера и встречи: - «Дары осени»; - «День матери»; - «Встреча с выпускниками» | ежегодно |
| Зам. директора по УВР | ||
4. Воспитание патриотизма и гражданственности | ||||||
4.1 | Сформировать пакет методических материалов по проблеме гражданского воспитания.
| 20011-2012гг | Без дополнительных затрат | Зам. директора поУ ВР | ||
42 | Модернизировать экспозицию: «История моей школы». |
|
| Ст. вожатая | ||
43 | Формировать гражданско-патриотическую позицию через систему традиционных дел: - экскурсии по г. Воронеж, району; -«Юность – старшему поколению»; - научно-практические конференции по истории Воронежской области; - выставки плакатов и рисунков: «Я рисую прошлое», «Мои корни», «Моя Родина» - «Трудовые десанты»; - уход за мемориальным комплексом и; - несение «Вахты Памяти»;
- конкурс Дружин юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения; - подготовка и участие в празднике Победы 9 Мая: - проводить конкурс на лучшее исполнение военно-патриотической песни; -День независимости России. - «Урок мужества». | Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно Ежегодно
Ежегодно
|
| Зам. директора поУ ВР Ст. вожатая Кл. руководители | ||
5. Развитие молодежного движения | ||||||
5.1 | Внедрить программы обучения юных парламентариев на основе новых методик: -развитие демократических принципов, демократической культуры посредством активизации работы школьной организации - выборы Председателя школьного самоуправления и Совета школы. |
ежегодно |
Без дополнительных затрат
| Учителя истории и обществознания
Старшая вожатая | ||
6. Повышение профессионального мастерства классных руководителей | ||||||
6.1 | Проводить внеклассные мероприятия и часы информирования гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности. | регулярно | Без дополнительных затрат | Зам. директора по УВР | ||
6.2 | Совершенствовать работу по предотвращению безнадзорности и преступности несовершеннолетних. | постоянно | Без дополнительных затрат
| МО классных руководителей | ||
6.3 | Проводить конкурс на лучшее мероприятие по правовому воспитанию. | 1 раз в год | Без дополнительных затрат
| Учитель обществознания. МО классных руководителей | ||
7. Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном учреждении | ||||||
7.1 | Провести психолого - педагогическую диагностику с родителями. Сформировать базу данных о семьях учащихся, отразив в ней информацию о социальном и экономическом статусе семьи, уровне образования родителей
| 20011 – 2015гг. | Без дополнительных затрат
| Педагог-социолог. Руководители МО классных руководителей | ||
7.2 | Совершенствование информационного поля для родителей через: - доску объявлений для родителей о жизни учебно-воспитательного учреждения; -выпуск тематических, родительских бюллетеней, посвященных возрастной психологии учащихся, современным тенденциям в образовании; - информацию о текущих достижениях Просвещение родителей: - сформирование творческих групп педагогов с целью организации просветительной деятельности; - разработка программ родительских собраний с учетом возросшей педагогической компетентности родителей; - планирование встреч с представителями правоохранительных органов и здравоохранения. | Регулярно
постоянно | Без дополнительных затрат
| Зам. директора по УВР Педагог-социолог
Педагог- социолог
Зам. директора по УВР | ||
7.3 | Разработка рекомендаций для родителей с целью оказания им помощи по преодолению конфликтных ситуаций с ребенком. | постоянно | Без дополнительных затрат |
| ||
7.4 | Консультирование родителей: - проведение выставок по пропаганде работы педагогического коллектива школы; - «Родительский час» - общение с педагогами, родителями, учащимися. | регулярно | Без дополнительных затрат
| Зам. директора по УВР, Кл.рук | ||
8. Профориентация учащихся | ||||||
8.1 | Сотрудничество с Центром занятости. Организация встреч. | в течение года по графику | Без дополнительных затрат | Директор школы | ||
8.2 | Организация встреч с интересными люди разных профессий; - экскурсии в ССУЗы в дни открытых дверей. | ежегодно |
| Зам. директора по ВР Учителя- предмет. | ||
3.5 Инновационное развитие Учреждения
3.5.1 Актуальность проблемы инновационного развития.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских и профессиональных компетенций личности.
Выбор направления развития школы на 2011-2015 годы обусловлен рядом взаимосвязанных социальных, культурных, экономических факторов, а также имеющимися традициями в школе и опытом инновационной деятельности.
Направления развития школы на ближайшее пятилетие определяют:
государственная стратегия в области образования, принципы которой нашли отражение в национальной инициативе «Наша новая школа» и Концепции естественнонаучного образования в школе. Государственная образовательная политика ориентирована на повышение социальной и практической значимости обучения за счет формирования функциональных, практических навыков жизни в условиях информационного постиндустриального общества; на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; на формирование позиции личности – гражданина своего государства.
Специфические потребности основных заказчиков образовательных программ школы.
Образовательные запросы данного круга заказчиков связаны прежде всего с подготовкой учащихся по окончанию школы к получению высшего технического, естественно-научного образования, с обеспечением комфортности процесса обучения, с повышением уровня оказания наиболее востребованных образовательных услуг, к которым относятся дисциплины естественно-научного цикла, информационные технологии, иностранные языки.
Перспективы развития общеобразовательных учреждений как самостоятельных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на рынке образовательных услуг. Переход школ к подушевому финансированию, финансово-хозяйственной самостоятельности диктуют необходимость освоения новых видов услуг, в том числе эксклюзивных, например, таких как профессионально ориентированные дополнительные образовательные услуги, или дистанционное обучение на основе Интернет-технологий.
Программа предполагает расширение масштабов и содержания проектной деятельности педагогов и учащихся, введение новой структуры управления качеством образования, направленной на удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.
Опора на имеющиеся достижения, позитивный и востребованный опыт организации образовательного процесса, его осмысление в контексте требований социального заказа, особенности условий функционирования современной школы определили основной приоритет Программы развития.
В школе ведется большая работа по внедрению информационных технологий в учебный процесс. За прошедшее время администрация школы, коллектив учителей работали над содержанием образования в следующих направлениях:
- внедрение новых программ обучения по предмету "Информатика и ИКТ";
- модернизация технологий проведения уроков и занятий путем внедрения современных мультимедийных средств;
- разработка содержания программ в рамках профессиональной подготовки;
- опытная разработка и внедрение информационных технологий в общеобразовательные предметы гуманитарного и естественного циклов;
- преобразование традиционных методов контроля знаний учащихся посредством широкого использования интеллектуальных тестирующих программ.
В результате внедрения данной технологии были разработаны и прошли опытную апробацию учебные программы по информатике для среднего и старшего звеньев школы.
Также важной стороной деятельности является внедрение информационных технологий в другие образовательные области, координация и непосредственное участие в создании или приобретении новых информационных и программных продуктов с последующим внедрением их в учебный процесс. Благодаря этому были созданы презентации по биологии, химии, истории, физике, математике.
Проанализировав деятельность школы на современном этапе и рассматривая её перспективы на ближайшее будущее, можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:
- обеспечение повышения статуса общеобразовательного учреждения;
- соответствие быстро меняющимся условиям информационного общества;
- открытие классов с углубленным изучением информатики и математики;
- удовлетворение новым требованиям, предъявляемым государством и социумом, в том числе микросоциумом.
Программа развития школьного образования должна предусматривать формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации в направлении расширения доступности образования, повышения его качества и роста эффективности. В этой связи немаловажным является формирование вариативного образовательного пространства на базе школы;
3.5.2 Направление деятельности по реализации задач инновационного развития школы
Основополагающей идеей является создание современной информационно насыщенной образовательной среды с широким применением новых мультимедиатехнологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, которые предполагают:
- позиционирование школы как центра, обеспечивающего углубленную подготовку по русскому языку, математике;
- внедрение Интернет-ресурсов для решения образовательных задач, пополнение банка методических разработок и создание внутришкольной информационной сети;
- пополнение оснащения кабинетов информатики, математики, физики, химии современным оборудованием и лабораторными приборами;
- создание системы свободного доступа всех участников образовательного процесса к сети Internet в урочное и внеурочное время.
Выполнение работ по реализации данного направления приблизит результаты учебного процесса к современным требованиям образования, делая их не только теоретически успешными, но и наполняя предметно-практическими компетенциями.
3.5.3 План поэтапной реализации поставленных задач.
I этап – 2010-2011 учебный год – подготовительный – включает в себя диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению и диагностике оснований дифференциации учащихся для обучения в классах с различными образовательными компонентами по индивидуализации учебных планов и программ; по организации и проведению мероприятий конкурсного и олимпиадного характера;
- планирование углубленного изучения предметов и прогнозирование необходимой исследовательской деятельности;
- совершенствование кадрового, научного, материально-технического обеспечения концепции, работы с документацией, оптимизации системы отбора и комплектования классов и классов – групп с углубленным изучением математики.
II этап – 2011-2014 учебные годы – практический – включает в себя реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы:
- выведение на уровень трансляции имеющегося опыта по работе над разноуровневым и предпрофильным компонентами образования;
- внедрение в практику работы школы углубленного изучения отдельных предметов;
- совершенствование психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
III этап – 2014-2015 учебный год – практико-прогностический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития школы.
Анализ результативности развития школы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения концептуальных целей, проектирование изменения статуса школы, выведение её на новый уровень развития – школу с углублённым изучением предметов математики, русского языка.
Направления | 2010-2011 (I этап) | 2011-2014 (II этап) | 2014-2015 (III этап) |
Модернизация содержания образования
|
1.Переподго- товка педагогических кадров для работы по новым программам и технологиям | 1.Адаптация программ и учебных планов для работы в инновационном режиме. 2.Активизация работы по внедрению ИКТ в учебный процесс | 1.Разработка и апробация программ углубленного изучения предметов |
Информацион- но-технологичес- кое обеспечение | 1.Организация переподготовки педагогических кадров для работы с использованием ИКТ. 2.Создание мультимедийных классов. 3.Создание и пополнение банка мультиме- дийных пособий. | 1.Планирование и корректировка образователь- ных технологий учителями на основе разрабатывае-мых программ для классов с углублённым изучением ряда предметов. | 1.Модерниза-ция кабинетов ИКТ с учётом функциониро- вания школы как ресурсного центра по информатиза-ции |
Здоровьесбере- гающая деятельность | 1.Мониторинг исследования состояния здоровья участников образователь- ного процесса. 2.Разработка личностно-ориентированной концепции воспитательной работы с учащимися, основанной на здоровьесбере- гающих технологиях. | 1.Построение учебно-воспитатель- ного процесса на основе оптимизации учебной нагрузки. 2.Создание условий для реализации учебных программ в классах с углублённым изучением предметов.
| 1.ОрганизацияУВП с учётом СанПиНов и в соответствии с программами обучения для классов с углублённым изучением предметов.
|
Единство учебно-воспитатель- ного процесса и дополнительного образования как основа формирования гражданствен-ности школьников | 1.Изучение спроса и анализ возможностей ОУ по предоставлению услуг дополнительного образования. 2.Разработка личностно-ориентирован- ной концепции, основанной на инновационных подходах работы с учащимися. 3. Создание клуба «Компьютерный гений». | 1.Расширение сети кружков и вовлечение большего количества учащихся во внеклассную деятельность. 2.Создание в школьном летнем лагере труда и отдыха группы по овладению работы на ПК | 1.Создание -ние клуба «Компью-терный гений». 2.Расширение сети дополнительного образования с учётом внедрения ИКТ. |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.
№ 1п/п | Мероприятия | Сроки выполне-ния | Ответственные |
| Определение приоритетов и склонностей учащихся и их возможностей обучения в классах с углублённым изучением предметов (тестирование) | апрель 2011 | заместители директора по УВР, учителя-предметники |
| Прохождение курсовой переподготовки учителей в соответствии с приоритетными направлениями | в течение учебного года | заместители директора по УВР, руководители МО |
| Формирование методической копилки (базы данных учебного содержания) «Использование ИКТ в образовательном процессе» | январь – май 2011 года | руководители МО |
| Участие педагогов и учащихся в интерактивных конкурсах | в течение учебного года | заместители директора по УВР |
| Семинар для педагогов ШО «Использование интерактивной доски в учебном процессе» | 2011-2012 | администрация ОУ |
| Общешкольное родительское собрание «Развитие информационного пространства МОУ Бутурлиновская ООШ№2» | 2011-2012 | администрация ОУ |
| Заседания рабочей группы по использованию ИКТ в образовательном процессе | январь – май | администрация ОУ, руководители МО |
| Подготовка нормативно-правовой базы и составление учебных планов, структурной организации работы школы с углублённым изучением информатики и ИКТ | 2011-2012 | администрация ОУ, творческая группа учителей |
| Участие в районном МО учителей информатики и ИКТ | в течение учебного года | … Продолжение »